Участие в группе помогает развить и сформировать у детей не только навыки взаимодействия с окружающими людьми, но и понимание правил поведения в социуме, улучшить самоконтроль и саморегуляцию. Благодаря индивидуальному подходу в выборе стратегии коррекционной работы для определенного ребенка появляется высокая вероятность успешного овладения ребенком навыками общения.
Основная цель группы:
Формирование умений конструктивного взаимодействия, содействие в социализации ребенка с инвалидностью, интеграции в общество путем преодоления специфических особенностей и психологических проблем в сфере поведения и эмоционально-мотивационной сфере.
Задачи программы:
- Овладение разнообразными средствами коммуникации
- Углубление и расширение знаний об окружающем мире
- Выявление и коррекция неэффективных стереотипов поведения
- Сокращение дистанции при взаимодействии с окружающими
- Развитие устной речи, возможно правильного произношения
- Формирование мотивации для общения
- Формирование навыков открыто, но безопасно выражать чувства и желания, использовать навык рефлексии, уметь давать и получать обратную связь, уметь анализировать реальные ситуации
- Формирование способности понимать эмоциональный смысл ситуации, развитие доверия и доброжелательности
- Коррекция эмоционального развития в целях преодоления трудностей эмоционального контакта с окружающими людьми: уметь считаться с другими людьми, выходить из конфликтных ситуаций, безопасно отстаивать свою позицию
- Снижение уровня эмоционального напряжения во взаимодействии между сверстниками
- Умение подбирать адекватный тон, регулировать громкость, темп речи, соблюдать правила уважительного общения
А также участие в коммуникативной группе способствует:
- Осознанию своего «Я», собственных личностных ресурсов для формирования адекватной позиции в общении
- Принятию окружающего и социального мира, овладению элементарными навыками адаптации в социуме
- Развитию гибкости мышления и креативных способностей в коммуникации
- Формированию позиции сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Программа рассчитана на детей старше 9 лет, которые:
- Не способны без помощи взрослого самостоятельно вступать в контакт с окружающими людьми, не проявляющие самостоятельности и инициативы в общении со сверстниками и взрослыми, занимающие пассивную\ отстраненную позицию в группе.
- Имеют проблемы в соблюдении личных границ: берет чужие вещи, навязывает контакт взрослым и детям в общественных местах, не может занять себя самостоятельно, требует постоянного присутствия взрослого, перебивает, не слышит обращенную речь.
- Эмоционально нестабильны при контакте с другими людьми, неадекватная реакция при первом контакте, непринятие правил взаимодействия в процессе игр, общения.
Описание программы:
Коммуникативная программа предполагает планомерное введение ребенка в социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов в доступных пределах с учетом индивидуальных особенностей развития и темпа прохождения программы и общегрупповым изменениям (динамика группы).
Каждое занятие направлено на преодоление или ослабление трудностей в психическом, личностном развитии и межличностных отношениях участников со сверстниками, родителями, учителями, специалистами, сложность занятий корректируется в соответствии с возможностями каждого участника. Сложность и уровень каждого занятия подбирается с учетом возможностей и участников группы, в том числе с учетом достигнутых успехов в ходе прохождения программы.
I Блок направлен на овладение грамотой (письмо, чтение, звукопроизношение): блок направлен на обучение грамоте, чтению и письму. В блок входят задачи: усвоение всех букв, звуков, овладение навыком слогового чтения и письма (печатания) на их основе, знакомство с правилами грамматики.
II Блок обучение математике (счет, фигуры, задачи): блок направлен на формирование математического мышления: умение считать, решать задачи, оперировать предметами, знаками и символами. На занятиях математики формируется логическое мышление, требующее обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, в том числе умение анализировать.
III Блок уверенного и адекватного окружению поведения: практическое усвоение правил социального поведения: развитие навыка взаимодействия и поведения в коллективе, выстраивания бесконфликтных отношений со сверстниками и родителями, умений контролировать свои эмоции, поддерживать позитивный настрой, позитивное восприятие себя и окружающих, быть готовым к поиску решений в трудных и проблемных ситуациях, чувствовать уверенность.
В работе с детьми используются:
- Социальные игры: творческие сюжетно-ролевые: подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы
- Деловые игры: организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные
- Арт-терапия: сказкотерапия, музыкотерапия, изо-терапия, песочная терапия, МАК
- Комплекс наглядных методов обучения и воспитания: схемы, плакаты, инструкции, расписание
- Методика альтернативной системы коммуникации и развития речи с помощью карточек PECS (Picture Exchange Communication System)
Программа рассчитана:
На 6 месяцев и состоит из 48 занятий, длительность каждого занятия 1,5 часа с перерывом на 15-и минутную двигательную деятельность: гимнастика, танцы, игра. Рекомендуемый режим учебных занятий: 2 раза в неделю по 1,5 час.
Группа запускается по мере набора