Физическая реабилитация лиц с последствиями ДЦП

Проблема детского церебрального паралича (ДЦП) актуальна в связи с:

  • ростом заболеваемости во всем мире и высокой степенью инвалидизации больных;
  • сложностью организации системы реабилитационных мероприятий, немалых экономических затрат и многих других факторов;
  • неудовлетворительный эффект от существующих методов восстановления двигательных навыков у больных с ДЦП. 

Это и является предпосылкой к поиску новых методов, оптимально сочетающих доступность и эффективность в процессе восстановления нарушенных функций организма детей с ДЦП.

Методология ДЦП

Формы церебрального паралича (по К. А. Семеновой)

  • спастическая диплегия;
  • двойная гемиплегия;
  • гиперкинетическая форма;
  • гемипаретическая форма;
  • атонически-астатическая форма

Используемые методы и формы

АФК

Массаж

ПИРМ

Постизометрическая релаксация мышц

Бобат-терапия

Войта-терапия

Кинезиотейпирование

ДПК

Метод динамической проприоцептивной коррекции Семёновой

Механотерапия

Ортезирование

Основные средства физической реабилитации

Формы организации и планирование занятий по АФК

Способы регулирования нагрузки

  • изменение количества повторений упражнения;
  • изменение количества упражнений в комплексе;
  • изменение темпа движений;
  • увеличение или уменьшение амплитуды движений;
  • изменение сложности упражнений;
  • изменение и.п.;
  • варьирование величин внешних отягощений;
  • увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между упражнениями.
  • функциональная гониометрия;
  • GMFM 88 с количественной оценкой двигательных навыков.
  • Массаж;
  • Мягкая мануальная терапия с элементами остеопатических техник;
  • АФК с элементами ПИРМ (постизометрическая релаксация мышц);
  • Кинезиотейпирование;
  • Ортезирование из низкотемпературного термопластика «Турбокаст».

Контроль функционального состояния детей в начале и в конце занятия: 

  • измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС)
  • артериального давления (АД)

При дозировании нагрузки ориентируемся на возраст и индивидуальную переносимость.

Ребёнок не должен сильно уставать к концу занятий, его физическое самочувствие не должно ухудшаться!!!!

Инвентарь

Содержание упражнений для работы с детьми с детским церебральным параличом

  • Упражнения для растягивания мышц;
  • Упражнения для развития чувствительности мышц;
  • Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов;
  • Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц;
  • Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов;
  • Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог;
  • Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе);
  • Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц;
  • Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы;
  • Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.

Суставная гимнастика

АФК

Массаж, ПИРМ, остеопатическая коррекция