Назад к списку

ИНТЕРВЬЮ С ЛОГОПЕДОМ БОРИСОМ ФЕЛИЦЫНЫМ

 



 









  Вчера мир отмечал международный день логопеда - профессиональный праздник представителей одной из важных социальных профессий!

  Профессию логопеда нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена.

  По результатам опросов, эта профессия больше подходит женщинам. Но, оказывается, бывают исключения из правил.Мы обратились к Борису Николаевичу Фелицыну, логопеду АНО «Вместе весело шагать», и попросили его рассказать о часто задаваемых вопросах, которые волнуют родителей детей.


   — Борис Николаевич, почему Вы выбрали эту профессию?

   — Изначально была выбрана профессия не логопеда, а педагога-дефектолога, олигофренпедагога, так как я работал в коррекционном детском доме на должности воспитателя. Логопедия, как неотъемлемая часть дефектологии, явилась логическим продолжением моего образования.


  — Правда, что человек не может быть логопедом, если сам имеет дефекты речи?

  — Если логопед имеет дефекты речи, то, конечно же, коррекцией звукопроизношения он не может заниматься, потому что не будет возможности предоставить правильный паттерн произношения звуков.Речь состоит не только из экспрессивной речи, можно заниматься развитием письменной речи, развитием речевого дыхания, развитием фонематического слуха. Поэтому в теории логопед может иметь дефекты речи, тем более, что эти дефекты могут возникнуть в процессе жизни. Накопленный жизненный опыт, профессиональный опыт тоже имеет значение, хотя постановкой звука с дефектами речи заниматься сложно.    — Логопедический массаж рекомендуется детям с нарушениями иннервации речевого аппарата, чтобы его восстановить, снизить или повысить тонус. Эта процедура, чаще всего, показана детям с ДЦП. Я предпочитаю использовать логомассаж в самом крайнем случае, когда все остальные способы не дают нужного результата. Потому что эта процедура достаточно неприятная для ребенка. Я к нему прибегаю крайне редко,чтобы его избыточно не травмировать. Обычно все речевые дефекты, которые не имеют серьезной неврологической патологии, исправляются обычной артикуляционной гимнастикой.


  — Кто Ваши ученики (дети, взрослые)?

  — Я работаю в основном с детской аудиторией. У меня есть опыт работы со взрослыми людьми, но в качестве постановки звуков, а не в качестве возвращения речи. С так называемыми афазиями, утратой речи в результате определённых ситуаций я не работаю, такого опыта нет.


  — Что делать при подозрении задержки речи у ребёнка? К каким специалистам обратиться в первую очередь?

  — Самое сложное найти конкретного специалиста, потому что очень много людей низкообразованных, которые извлекают из этого выгоду, зарабатывая деньги на сложностях детей. Поэтому нужен, конечно же, специалист.Естественно, когда возникают такие вопросы, то первоначально надо обращаться к неврологу, который исключит или подтвердит симптоматику, клинические отклонения, при необходимости направит к дефектологу или логопеду для дополнительной консультации. Если есть какая-то психическая патология, то это сфера деятельности детского психиатра.


  — С какими логопедическими проблемами Вы работаете?

  — Я работаю со всеми логопедическими проблемами, кроме тяжелых форм заикания, восстановления речи после перенесённых инсультов или травм. Я не работаю и не беру с тяжёлой формой заикания, потому что это совсем отдельный вид логопедической работы, которая требует несопоставимых усилий по сравнению с теми, с кем я готов работать.


  — Всегда ли удается исправить дефекты?

  — Исправить удаётся не всегда. Это зависит от многих факторов, от идеологии заболевания. Есть анатомические особенности, которые мы не в состоянии изменить, есть заболевания при которых речь не формируется, поэтому не всё, конечно же, можно исправить.


  — Бывает, родители жалуются, что ребенок долго не начинает говорить. Что значит «долго»?

  — "Долго"... здесь всё зависит от того, кто ставит этот временной критерий. Обычно речь должна возникать в стадии гуления, лепета, в первые несколько месяцев жизни ребенка. Далее она развивается по определённой схеме. Если гуление и лепет не возникли в свое время, то уже на этом этапе следует обратить внимание на отсутствие речевых навыков. В дальнейшем, если не возникает развитие связной речи, обычно обращают внимание к двум годам, когда ребёнок начинает заметно отставать от сверстников в плане речевого умения. Необходимо учитывать то, что все дети индивидуальны. "Долго" может определить только специалист.


  — До какого возраста возможно исправить логопедические проблемы?

  — Речевые проблемы можно исправлять, в принципе, в любом возрасте. Постановкой звуков я предпочитаю заниматься с ребёнком не раньше, чем с пятилетнего возраста. Потому что до этого возраста детям трудно высиживать логопедические нудные занятия, артикуляционную гимнастику и прочее. Постановку звуков можно начинать с пяти лет и до бесконечности.


  — Если у одного из родителей проблемы с произношением, могут ли они быть и у ребенка?

  — Да, если у одного или обоих родителей есть проблемы с произношением некоторых звуков, речевые проблемы, например заикание, то по подражанию эти же проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Если это только подражательный момент, то он поддаётся коррекции, если это генетическая предрасположенность, к тому или иному виду речевого нарушения, то исправление требует больших затрат.


  — Подросток не выговаривает звук «р», можно ли исправить в 15 лет, или уже поздно?

  — Да, звуковая коррекция производится в любом возрасте. Если нет никаких анатомических особенностей, то все исправимо и в 15 лет, и в 25 лет. Чем старше человек, тем больше его мотивация к работе и к исправлению нарушения. В некотором смысле легче работать со взрослыми.


   — Расскажите про логомассаж. Кому он рекомендуется?

   — Логопедический массаж рекомендуется детям с нарушениями иннервации речевого аппарата, чтобы его восстановить, снизить или повысить тонус. Эта процедура, чаще всего, показана детям с ДЦП. Я предпочитаю использовать логомассаж в самом крайнем случае, когда все остальные способы не дают нужного результата. Потому что эта процедура достаточно неприятная для ребенка. Я к нему прибегаю крайне редко,чтобы его избыточно не травмировать. Обычно все речевые дефекты, которые не имеют серьезной неврологической патологии, исправляются обычной артикуляционной гимнастикой.