Школа волонтёра Вместе весело
Проект Школа волонтёра «Вместе весело» — площадка, где школьники получают знания о культуре инклюзивного общества, учатся взаимодействовать с людьми с особенностями развития, получают важные навыки волонтёрства.
Для чего этот проект?
Мир людей с ограниченными возможностями здоровья всегда был закрыт и непонятен для остальных. Далеко не все за его пределами понимают, как правильно общаться с особенными людьми, как с ними эффективно сотрудничать. Такое недопонимание — одна из причин, мешающих полноценной социализации людей с особенностями.
К сожалению, нередко возникает разочарование при встрече двух миров, незнакомых друг с другом. Особенные люди не находят поддержки и понимания, получая взамен отторжение, а люди здоровые остаются с чувством вины из-за того, что они не оказались способными адекватно общаться с особенными людьми. Обе стороны получают обоюдную психологическую травму, хотя могли бы плодотворно взаимодействовать и общаться.
Что мы можем сделать для предотвращения травм и разочарований? Как добиться, чтобы встреча людей из разных миров стала взаимно полезной и позитивной? Несомненно, к этой встрече нужно готовиться. Готовить нужно как людей с особенностями, так и нормотипичных, и начинать подготовку по возможности раньше — в детском и подростковом возрасте Проекты подготовки детей с ОВЗ к жизни в обществе существуют. К примеру, таковым является наш совместный с АНО «Вместе весело шагать» проект «Подростковый клуб». Но есть нужда и в подготовке нормотипичных детей к общению с особенными сверстниками. Ведь они не смогут моментально и сами по себе стать не только чуткими и внимательными, но и умеющими правильно помогать. Учитывая особенности людей с ОВЗ, нужна не только эмоциональная готовность помогать, но и соответствующие компетенции. Для наделения подростков этими компетенциями мы запустили в 2019 году проект Школа волонтёра «Вместе весело».
Проект Школа волонтёра «Вместе весело» — инклюзивная площадка, где школьники получают знания о культуре инклюзивного общества, учатся взаимодействовать с людьми с особенностями развития, получают навыки волонтёрства. Благодаря полученным знаниям общение между всеми детьми становится естественным!
Марина Зубова, президент Благотворительного фонда «Гольфстрим»
Партнёры проекта
Проект выполняется в партнёрстве с Благотворительным фондом «Гольфстрим»
Проект выполняется при поддержке Фонда президентских грантов
В проекте участвуют:
- Школа №1103 им. А. В. Соломатина (г. Москва)
- Центр социальной помощи семье и детям «Палитра» (г. Москва)
- Московский социально-педагогический институт (г. Москва)
Инклюзивные мероприятия проходили в следующих социальных и культурных учреждениях:
- Территориальный центр социального обслуживания «Можайский», филиал «Крылатское» (г. Москва)
- Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Реутовский» (Московская область, г. Реутов)
- Государственный Дарвиновский музей (г. Москва)
- Дом культуры «Темп» (г. Москва)
В проекте также участвовали:
- Международная гимназия «Флагман» (Московская область, г. Реутов)
- Гимназия во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова (г. Москва)
Запланированные результаты
- Повышение уровня осознанности эмоций у участников проекта, развитие способности конструктивно выражать чувства и понимать чувства другого человека.
- Повышение уровня самосознания участников проекта, создание мотивации для дальнейшего саморазвития через участие в реальной помощи тем, кто в ней нуждается, формирование ответственной гражданской позиции.
- Формирование у участников проекта интереса к прикладным психологическим знаниям, умения и желания понимать и правильно оценивать поведение других людей, в том числе людей, сильно отличающихся от них самих.
- Сплочение участников проекта, формирование взаимного доверия, обучение умению работать в команде, в том числе разновозрастной.
Школа волонтера для специалистов
Курс подготовки волонтёров включает тематические блоки, посвящённые развитию психологических, социальных и творческих навыков, а также общим вопросам волонтёрства и специфике общения с людьми с различными особенностями здоровья.
- Наиболее эффективна подготовка волонтёров в составе организованных групп, имеющих взрослого куратора — например, если в подготовку включается школьный класс с участием классного руководителя.
- Перед началом и по окончании курса все его участники проходят входную и итоговую диагностику и могут получить рекомендации специалистов нашего фонда.
- Подростки проходят курс подготовки на образовательной онлайн-платформе. Лаконичная подача материала и возможность проходить курс в удобном темпе минимизируют нагрузку. Возможность задавать вопросы специалистам, а также групповые онлайн-встречи дают возможность углубить получаемые знания.
Волонтёрская практика:
Для закрепления изученного материала на практике проводятся инклюзивные мероприятия с участием детей и подростков с особыми потребностями. На этих мероприятиях участники проекта пробуют себя в разных волонтёрских ролях.
- Мы делимся опытом и методиками проведения инклюзивных практических мероприятий как онлайн, так и оффлайн.
- Кураторы волонтёрских групп, участвующих в курсе подготовки, при поддержке специалистов нашего фонда могут проводить мероприятия для волонтёров — в форме акций различной тематики, выходов в город, а также в формате онлайн.
В зависимости от ситуации в регионе методы работы онлайн и оффлайн могут сочетаться либо сменять друг друга.