Для детей с инвалидностью к школе особенно важна психологическая готовность к школе. Ведь жизнь дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности: он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель, должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться удовлетворительного усвоения знаний и навыков в соответствии с действующей программой.
Данная программа направлена на сопровождение ребёнка дошкольного возраста, и развития его познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности. Важно помочь ребенку через систему игровой и экспериментальной деятельности овладеть новыми знаниями и умениями, необходимыми для усвоения не только школьной программы, но профилактики дезадаптации и успешной адаптации к новым условиям.
Цели 2-х годичной программы:
Обеспечение формирования готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие качеств, обеспечивающих успешность адаптации, положительное отношение к школе, мотивацию на достижения в учебе. Стимулирование интереса и желания ребенка к обучению грамоте, чтению и письму.
Задачи программы:
- формирование произвольности, соблюдение норм и правил поведения в группе на занятиях;
- развитие фонематического слуха, восприятия;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие слухоречевой памяти, внимания;
- расширение лексического запаса слов;
- развитие связной речи;
- развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
- формирование навыков слогового чтения и письма (печатание).
- стимулирование интереса и желания ребенка к обучению грамоте — чтению и письму;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие грамматического строя речи (словоизменение, словообразование);
- умение задавать общие и конкретные вопросы;
- развитие техники чтения;
- постановка руки, письмо;
- развитие мышления и памяти;
- развитие навыков конструирования;
- формирование системы начальных математических знаний.
Программа рассчитана на:
Детей, имеющих инвалидность или ограниченные возможности здоровья 6 — 7 лет. Детские группы формируются после проведенной диагностики, оценки актуального интеллектуального развития и уровня имеющихся знаний для формирования эффективной группы с максимально близким уровнем развития в целях комфортного нахождения в группе.
В процессе обучения ребенок научится:
Чтение и письмо:
- Правильно произносить звуки и соотносить их с буквами.
- Правильно составлять слова из кассы букв.
- Писать предложения, используя печатные буквы
- Читать слоги, слова, предложения, тексты, понимать прочитанное, задавать вопросы к тексту и отвечать на них письменно.
- Ориентироваться на плоскости листа, ориентироваться в тетради в клетку и линейку.
- Правильному захвату ручки, карандаша.
Графомоторные навыки:
- Рисовать прямой и кривой линией, штриховать в различных направлениях, тушевка в различных направлениях.
- Пользоваться трафаретом и шаблоном.
- Писать основные элементы букв.
Развитие речи:
- Грамматически правильной, связной речи.
- Расширение словаря (пассивного и активного).
Математические навыки:
- Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 20.
- Соотносить цифру с количеством предметов.
- Пользоваться арифметическими знаками действий, составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- Решать логические задачи.
- Выражать количество разными способами (на пальцах, движениями, на счетном материале, цифрами и т.д.).
- Понимать знаки «больше», «меньше», «равно» и уметь их прочитать.
Геометрические представления:
- Знать геометрические фигуры: круг, треугольник, четырехугольник, квадрат, прямоугольник, ромб.
- Соотносить фигуры: размеры, форма, виды.
Пространственные представления:
- Распологать объекты на плоскости и в пространстве, умение ориентироваться на листе бумаги: право — лево, выше — ниже, внутри — снаружи, над — под, вверху – внизу.
Творческие способности:
- Самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину и цвет предмета.
В процессе обучения ребенок закрепит и расширит знания:
Познавательная сфера:
- Лексические темы: домашние и дикие животные, перелетные, зимующие, домашние птицы, насекомые, рыбы, растения, овощи, фрукты, инструменты, посуда, дом, одежда, музыкальные инструменты, профессии
- Времена года и времена суток.
Поведенческая сфера:
- Знания и навыки общепринятых норм и правил во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми. Взаимодействия в условиях классно- урочной системы.
Программа рассчитана:
На 2 года (19 месяцев), длительность каждого занятия 1,5 часа с перерывом на 15-и минутную двигательную деятельность: гимнастика, танцы, игра. Рекомендуемый режим учебных занятий: 2 раза в неделю по 1,5 час.
Группа запускается по мере набора