ОЧЕРК О НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Нейропсихология – сейчас стала «новой модной наукой» в обществе, но всплеск интереса к ней оправдан, так как нейропсихологический подход в коррекции нарушений и в диагностике нарушений доказал свою эффективность очень давно.

Хочу все же заметить, что это не тренд и не дань моде, а все-таки серьезная наука, и люди-практики и ученые, стоявшие у ее истоков, по праву считаются легендарными.

Выделение науки из клинической и патопсихологии и основание ее как нового направления произошло в послевоенные годы, советским ученым А.Р. Лурией. Его наблюдения за пациентами с осколочными ранениями и травмами головного мозга после Великой Отечественной войны привели к тому, что необходимо было изобретать новый метод реабилитации и коррекции нарушений, возникших вследствие травм, направленный на восстановление утерянных функций. В дальнейшем опыт Александра Романовича послужил отправной точкой в исследованиях различных нарушений не только у взрослых, но и у детей. Основными исследованиями в области детских нарушений занимались А.В. Семенович. Совместно с неврологами, нейрофизиологами и другими учеными-нейропсихологами в 70 –х проводились исследования нарушения развития детей-сирот в детских домах, данные исследований позволили создать новый метод коррекционного воздействия – метод замещающего онтогенеза. Этот метод не раз доказывал свою эффективность в нейроккорекционной работе с различными видами нарушений: Задержка темпа психического развития, расстройство аутистического спектра, нарушения речи, нарушения координации (диспраксия), нарушения письма, чтения и счета и др.

В наше время существует большое разнообразие нейропсихологических исследований, создаются новые коррекционные программы, но неизменно то, что во всех них роль движения-главенствующая.

Помните: движение – это не только жизнь, но и развитие! Через движение мы познаем мир и принимаем его опыт, через простейшие движения наших рук и ног наш мозг образует первичные нейронные связи, которые потом помогают организму человека приобретать новые навыки и знания, что несомненно закладывает фундамент – крепкую основу для формирования в будущем навыков письма, чтения, счета.

Для иллюстрации важности фундаментальных основ развития представлена картинка с пирамидой обучения или развития ребенка по Вильямсу-Шеленбергеру (СМ.ФОТО). Если мы вынем хоть один кирпичик из этой пирамиды, то она покосится, перестанет быть ровной и сбалансированной. Так и ребенок, имеющий нарушения, словно покосившийся дом без хорошего фундамента или кирпичиков, не сможет с легкостью научиться навыкам верхних этажей. Поэтому нейропсихологическая коррекция направлена на то, чтобы заполнить лакуны в пирамиде, поместить на место выпавших кирпичиков новые, для того чтобы развитие ребенка было гармоничным и соответствовало нормам онтогенеза.


Дорогие и уважаемые родители, если вы замечаете маркеры каких-либо нарушений у своих детей, либо есть сомнения в том, что ребенок плохо учится в школе все-таки не потому что он ленится, а совершенно по другим причинам, обратитесь к специалисту – нейропсихологу или клиническому психологу.

Нейропсихолог сможет определить уровень актуального развития ребенка, сможет выявить способности или дефициты развития ребенка, сможет указать на мишени для дальнейшей коррекции и помочь с составлением коррекционного образовательного маршрута, а также научит вас правильно взаимодействовать с ребенком так, чтобы и ему и вам было интересно познавать этот мир вместе.

Нейропсихолог, детский специальный психолог
Полукарова Юлия Олеговна