Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Материал подготовлен нейропсихологом Юлией Полукаровой

Когда ребенок идет в школу, это волнительно не только для него, но и для родителей.  Родители переживают о многом: найдет ли ребенок друзей, будет ли хороший и понимающий учитель, но в первую очередь, конечно, о том, готов ли ребенок идти в школу, все ли он знает и уже умеет к первому классу.
Чтобы снизить ваш уровень тревожности, я решила составить список вопросов, по которому вы можете проверить своего ребенка и убедиться, что он готов к школе, либо убедиться, что не готов и заполнить за летние месяцы пробелы в знаниях.

Что должен знать ребенок к 1 -му классу?

1. Ребенок должен знать своем ИМЯ и ФАМИЛИЮ, свой АДРЕС, ИМЕНА членов семьи, свой ВОЗРАСТ, а также кем и где работают МАМА и ПАПА.
Пример игры для заучивания: Поиграйте с ребенком в «Вызов врача», чтобы вызвать врача к больной кукле, нужно сказать свое ИМЯ, ФАМИЛИЮ, полный АДРЕС. Врач заполняя анкету больного должен спросить: Кем вы работаете? И т.д.


2. Ребенок должен ориентироваться во временах года, знать НАЗВАНИЯ дней недели, НАЗВАНИЯ месяцев, НАЗВАНИЯ частей суток.
Пример игры для заучивания: Играйте с ребенком в мяч, взрослый называет часть дней недели неправильно: понесенье, вовотник, череда, сковорода; затем говорит правильный день:понедельник… Ребенок должен уловить правильное название среди неверных и поймать мяч, неправильные названия ребенок должен откидывать.


3. Ребенок должен уметь различать цвета, знать их названия и оттенки.


4. Уметь пересчитывать и группировать предметы по общему признаку, а также выделять частные признаки.
Пример: Поиграйте в «4й -лишний». Соберите 3 игрушки/картинки, объединенные одним признаком и добавьте 1 лишний предмет. Например, 3 наземных транспортных средства и самолет. Спросите ребенка: что здесь лишнее? почему он так думает? чем похожи три других предмета?


5. Уметь сравнивать группы предметов по количественному признаку: больше, меньше или равно.


6. Уметь увеличивать и уменьшать количество предметов на заданную величину.
Пример: Положите перед ребенком камешки/палочки/листочки. Попросите пересчитать.
Попросите уменьшить количество на 1/2/3/4 предмета и сказать, сколько осталось.


7. Ребенок должен уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение, используя правильно предлоги и правильно согласовывая части речи.
Пример: прочитайте небольшое произведение Л.Н. Толстого «Галка и голуби» и попросите ребенка пересказать рассказ, выделить основную мысль и высказать свое мнение: Хорошо ли галка поступила? Почему ты так думаешь?


8. Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о природных явлениях, о правилах поведения в общественных местах.


9. Ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве своего тела, окружающей среды (понимать пространственные предлоги), а также ориентироваться в пространстве листа.
Пример: положите чистый лист бумаги перед ребенком, дайте ему карандаш и попросите нарисовать: квадрат в правом нижнем углу, круг в центре, треугольник в левом верхнем углу, точку в правом верхнем, провести линию через точку и треугольник.


10. Уметь скопировать рисунок с образца.
Пример: Нарисуйте дом с трубой и забором. Попросите ребенка повторить так же. Нарисуйте человечка. Попросите ребенка повторить так же. Нарисуйте стол в перспективе, так, чтобы было видно все 4 ножки, попросите ребенка повторить так же.


11. Уметь написать легкий графический диктант по клеточкам.
Пример: Возьмите листик в клеточку, поставьте точку в центре. Дайте ребенку лист, объясните, что точка – это начало, теперь пусть он слушает вашу инструкцию и рисует по клеточкам: 1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 2 влево. Что получилось?


12. Ребенок должен уметь следовать алгоритмам задания.
Пример: Расставьте по комнате предметы (тамбурин, колокольчик, карандаш, листик), нарисуйте карту передвижения и обозначьте на ней предметы, а также напишите сколько раз нужно ударить по тамбурину, позвонить в колокольчик, какую фигуру нарисовать на листке. Также можно добавить физические упражнения, например в определенном месте нужно попрыгать на одной ноге, в другом похлопать 3 раза, в третьем начать идти спиной.


13. Ребенок должен знать правила поведения в школе. Знать предназначения различных школьных предметов, уметь ими пользоваться.


14. Ребенок должен быть вежливым. Заходя в класс, здороваться с классом и учителем. Вежливо обращаться к взрослому по Имени Отчеству. А также быть вежливым с одноклассниками. Научите ребенка решать спор не с помощью кулаков, а с помощью диалога.

Отдельно хочется сказать, что к первому классу у ребенка должен быть сформирован навык усидчивости. Хотя бы в течение 10-15 минут ребенок должен уметь сидеть и делать задание на уроке. Часто это и является одной из трудностей, с которой сталкиваются и учителя и родители. Низкая концентрация внимания, низкий уровень саморегуляции, частая отвлекаемость от задания — повод обратиться к нейропсихологу или психологу, для того, чтобы помочь ребенку заранее перед школой этот навык сформировать.

Примеры методов для развития саморегуляции и концентрации внимания:

  • Дыхательная гимнастика
  • Глазодвигательная гимнастика
  • Ритмические игры. (Игры с ритмограммами)
  • Квесты, где необходимо выполнить несколько заданий, отличающихся уровнем сложности (двигательных, интеллектуальных), чтобы заслужить награду.

Продолжим, с необходимыми навыками, которые нужно сформировать к школе.

  • Самостоятельно умываться, мыть хорошо руки с мылом
  • Содержать в чистоте одежду и обувь
  • Уметь расчесываться
  • Самостоятельно одеваться, раздеваться
  • Складывать одежду и вешать на плечики
  • При входе в помещение, вытирать ноги
  • Пользоваться носовым платком
  • Если у ребенка присутствуют соматические болезни, ребенок должен уметь обратиться за помощью к взрослому и объяснить, что у него болит, или описать, что он плохо себя чувствует.

Родителям, детей с соматическими болезнями, аллергиями необходимо заранее предупреждать педагогов о том, что у ребенка есть такие заболевания, чтобы реакция педагога на обращение ребенка была быстрая. В некоторых случаях есть даже необходимость расписать алгоритм действий для учителя, в случае резкого обострения заболевания на уроке.

Навыки мелкой моторики, которые необходимо сформировать ребенку к школе:

  • Уметь вырезать ножницами фигуры по линиям
  • Раскрашивать фигуры, не заходя за границы
  • Правильно держать карандаш/ручку (трехпальцевый захват)
  • Пользоваться красками, карандашами, фломастерами для творческого самовыражения
  • Лепить из пластилина по заданию, а также в свободном самовыражении

Уважаемый родитель! Запомните!

 Первый класс —  это большой стресс для ребенка, многие дети адаптируются тяжело, и Вам необходимо запастись огромным терпением, чтобы и Вы, и ребенок вошли в новый режим работы, в новые условия.

Не ругайте ребенка, если у него что-то не получается, поставьте себя на его место, ведь и вы когда-то были первоклассником и вам тоже хотелось получить поддержку. Поддерживайте ребенка, хвалите за любую мелочь. Мотивируйте ребенка стараться в учебе, быть упорнее и доводить начатое до конца. Будьте всегда на стороне ребенка, но прислушивайтесь к учителю. Вместе руку об руку с ребенком и учителем вы пройдете этот путь легче и продуктивнее.