Уважаемые родители! Продолжаю цикл статей об устройстве психики ваших детей. И сегодня расскажу о величайшем открытии, сделанном советским ученым, одним из основателей нейропсихологии, Александром Романовичем Лурией. Он доказал, что человеческий мозг подразделяется на три функциональных блока, каждый из которых связан с другими и выполняет свою уникальную работу. Блоки по функциональности надстоят друг над другом, как слои или как ступени лестницы. А результат — правильно взращенная личность. Интересно? Тогда читайте!
Еще в 19 веке стало известно, что мозг человека имеет иерархическую структуру. То есть, устроен по принципу «от низшего к высшему», потому и психические функции ребенка развиваются последовательно, а не одновременно все вдруг. То есть, ребенок не может одновременно научиться садиться и одновременно распланировать свою жизнь. Сначала он учится управлять своими инстинктами и примитивными эмоциями, такими, как гнев или страх, потом организовывать себя и свою деятельность (в школе, между прочим), а потом уж вступать в диалог со сложными ситуациями и абстрактными понятиями (тоже в школе, но попозже).
Так вот, Лурия использует эту концепцию для того, чтобы показать, что высшие психические функции, представляя собой сложные психологические системы, организованы иерархически. Все это вместе образует одну целую, иерархическую систему.
Алекса́ндр Рома́нович Лу́рия — советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии, сотрудник Л. С. Выготского и один из лидеров круга Выготского. Доктор педагогических наук, доктор медицинских наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук РСФСР и АПН СССР.
Почему он так назвал блоки мозга? Функция — это некая локальное событие, связанное с определенным органом. Например, функция дыхания — это локальное событие, связанное с таким органом как легкие; функция печени — выделение желчи. То есть, существует орган, и у этого органа есть определенная функция. Следовательно, и у нас есть блок мозга, на который природа возложила определенные функции, освободив от них другие блоки. Вместе же они создают один понятный результат – здоровую адаптированную благополучную личность, способную любить, трудиться и осмыслять.
Что это за блоки и за что отвечает каждый?
Первый функциональный блок мозга – энергетический блок (или блок регуляции общей и избирательной активации мозга).
Где он расположен? Это подкорковые структуры, а также медиальные отделы лобной и височной области мозга. Это те отделы, которые находятся ниже коры головного мозга и мозолистого тела. То есть, сильно внутри.
За что он отвечает? За то, насколько активным, жизнерадостным, энергичным будет расти ребенок. Насколько у него не будет проблем с истощаемостью, депрессиями и постоянной усталостью. Насколько он сможет сосредоточить внимание при выполнении задания и так далее.
Если взять, к примеру, метафору Корабль, то это такой трюм, где горит жаркая печь, дающая кораблю возможность двигаться дальше. Эта энергия, эта печь напрямую связана с механизмами, отвечающими за ускорение, торможение, баланс скорости. Первый блок отвечает за контроль эмоций и аффектов, за совладание с инстинктами, за сосредоточение на нужном и дистанцирование от ненужного. То есть, это такая база, без которой корабль просто не поплывет. Потому что нет энергии и управления скоростью. А если поплывет, то рывками и будет неуправляемым.
Второй функциональный блок мозга – блок приема, переработки и хранения информации.
Где он расположен? Задние отделы мозга – представительства разных анализаторных систем (там, где информация, поступающая в центр, перерабатывается, синтезируется и приобретает свои психологические характеристики). Этот блок мозга, таким образом, опирается на работу задних отделов и включает в свой состав анализаторные системы.
За что он отвечает? За то, как ребенок сможет переработать, усвоить, разложить «по полочкам» информацию, поступающую из внешнего мира. Как он воспримет речь другого человека, звук музыки, цвета, запахи, тактильные ощущения, ландшафтный вид, ожог горячим чаем, красоту и хрупкость бабочки летним днем и другую поступающую информацию из внешнего мира. Куда он ее направит, как распорядится ей. В итоге у ребенка формируется целостный образ происходящего, полная картинка. Бабочка летит, солнышко светит, поют птички, вечер теплый.
Во втором блоке расположено огромное количество нервных волокон, передающих информацию от одного участка мозга другому, от одного «поля» другому «полю». А каждое из полей за что-нибудь, да отвечает.
В нашем метафорическом корабле это большая бортовая акустическая система, без которой корабль не сообразит, куда плыть, где маяк, где рифы и как меняется ветер.
Как видите, от блока к блоку система психики становится все более сложной. Дух захватывает, не правда ли?!
Третий функциональный блок мозга. Он носит название – блок программирования, контроля и регуляции сложных форм психической деятельности.
Он анатомически связан с передними отделами коры больших полушарий.
За что он отвечает? За программирование, контроль и регуляцию сложных форм психической деятельности. То есть, ребенок учится соображать, а что теперь с полученной информацией делать? У него формируются сложные программы поведения и выбора. Вот допустим, бабочка-то летит, а уроки-то не сделаны. Значит нужно что? Принять решение. То ли на бабочку смотреть, то ли топать домой и писать сочинение.
Если получена информация, то на основе этой информации должна быть сформирована программа действий, программа поведения в отношении полученной информации. Формирование программ поведения связана с префронтальной областью мозга. То есть, с той частью, которая связана с лобным полюсом, и которая называется передней ассоциативной областью мозга.
Но программа поведения не выполняется одномоментно, а состоит из ряда действий, которые должны последовательно развернуться. Наконец, каждое из действий человека может осуществляться разными способами в виде конкретных операций. Этот конкретный способ выполнения задается моторной областью мозга.
Во как!
Возвращаясь к метафоре Корабля, это конечно же, огромный бортовой компьютер, который связывает воедино и то, что находится в трюме и то, что на палубе.
А дальше он передает сигнал куда? Конечно же парусам! Паруса же метафорически можно сравнить со способностью человека двигаться навстречу смыслу жизни. Паруса – это человеческий дух, который, как ни крути, бессилен без нейронов, аксонов, дендритов, ганглий, трансмиттеров, анализаторов… В общем, без мозга.
Развивайтесь хорошо.
Авдеева Ольга Викторовна.
Источник: https://vk.com/@-193547605-chto-takoe-vysshie-psihicheskie-funkcii-i-prichem-tut-shkola