Статья подготовлена нейропсихологом Юлией Полукаровой
В современном мире казалось бы, невозможно встретить уже переученного левшу, все настолько наслышаны об их творческих способностях, об их неординарности, таланте, что даже, наоборот, хотят, чтобы ребенок был леворуким.
Если забить в Google запрос: «топ знаменитых людей — левшей», то вам выдадут список из более 500 имен от Александра Македонского до Барака Обамы.
Так о каком переучивании может быть речь, когда все вокруг говорят, что это нормально и даже в какой-то степени уникально?
А вот и переучивают. Однажды слышала даже фразу, что в мире правшей быть левшой – адское бремя.
Отговорок, аргументов, которые предъявляли и предъявляют в пользу переучивания множество, а разнообразных мифов не счесть. К примеру, на заре христианства – креститься левой рукой было кощунственно, в некоторых культурах- брать еду со стола и здороваться до сих пор нельзя левой рукой. В представлении средневековых людей: левая рука – ложная, неправильная, «рука дьявола»… В советское время существовала программа исправления леворукости – считалось, что это аномальное явление, которое необходимо исправить. Данная программа действовала вплоть до 1986 года.
Кажется, что это было совсем недавно, но флер средневековья парит над нами, ведь и сейчас есть люди, чье туманное темновременье распространяется на всех, кто психологически и физически более слаб.
Давайте разберемся, почему переучивать левшу – вредительство.
Практика: В моей практике было всего лишь 2 случая переученных левшей. Оба эти ребенка имели в анамнезе психологические проблемы: высокую тревожность, раздражительность. Также у девочки на фоне такого переучивания начались проблемы с письмом – дизорфография и дизграфия, а также дислексия. У мальчика были проблемы с мотивацией и трудности в обучении.
Почему могут возникнуть проблемы при переучивании? Ведь какая разница вообще какой рукой писать, скажете вы, главное, чтобы правильно. Но давайте на это посмотрим со стороны нейрофизиологии мозга и нейропсихологического подхода.
Мозг наш разделен на две половины: правое и левое полушарие, связанное друг с другом белым веществом – мозолистым телом. Кроме того, каждое полушарие специализируется на различных функциях и навыках, и управляет мышцами на противоположной стороне тела. У каждого человека одно из полушарий считается ведущим, доминантным. Отсюда строится и индивидуальный латеральный профиль асимметрии мозга.
Не только ведущая рука может быть левой, но и ведущее ухо, ведущий глаз, ведущая – толчковая нога. Бывает так, что у правши может быть ведущий левый глаз или левое ухо, или у левши – правый глаз, правая нога.
Особенности латерального профиля дают нам информацию о том, как внутри мозга распределяются нейронные связи, которые определяют закономерное сочетание сенсорных, моторных и «психических» асимметрий, свойственное конкретному человеку, то есть какую сторону тела мы предпочитаем, например, использовать для выполнения повседневных дел.
Также исходя из особенностей латерального профиля психологи могут дать психологическую характеристику человеку, основанную на огромном количестве научных исследований. Например исходя из левополушарной асимметрии, правши имеют склонность к абстрагированности и обобщению, их мышление приземленно, конвергентно, аналитично, поведение рационально.
Правополушарная асимметрия мозга, то есть левши имеют склонность к эмоциональности, чувствительности и выражению своих переживаний в творчестве. Их мышление творческое, им свойственно находить нестандартные решения, выделять неординарные ассоциативные связи.
Когда рождается ребенок, невозможно сразу понять станет он левшой или правшой, так как почти до 7-9 лет формируется доминантность одного полушария над другим. В некоторых исследованиях приводятся цифры и раньше – около 2-4 лет уже можно сказать, что ребенок будет левшой, так как, например чаще пользуется левой рукой в игре, ест левой рукой, ну или какой-то близкий родственник – левша. Если левшество генетически обусловленное, то это можно увидеть и в возрасте 5-6 месяцев.
Леворукость – часто наследственное явление. В многих исследованиях фигурирует наследственный фактор — в семье кто-то когда-то был левшой или амбидекстером (то есть имеет равнополушарный тип асимметрии).
Учеными уже найден ген, отвечающий за леворукость — rs199512, помимо доказанной связи с леворукостью, ученые также обнаружили его связь с болезнью Паркинсона, это говорит о том, что левши имеют бóльшую предрасположенность к этому заболеванию
Иногда бывает так, что леворукость или праворукость являются компенсаторным явлением. Например, дети с ДЦП, или с физической травмой той или иной руки, учатся пользоваться здоровой рукой для увеличения адаптационных возможностей организма, комфортной жизни. Пластичность мозга позволяет часто переносить функции из поврежденной части мозга в ту, что более функциональна, на этой особенности мозга и строится нейропсихологическая коррекция.
Если же функционально здорового левшу переучивать писать правой рукой, то непременно возникнет такое состояние как – декстрастресс.
Декстрастресс – это тревожное состояние, которое возникает на фоне переучивания левшей писать правой рукой. В результате наблюдается ухудшение физического здоровья (энурез, энкопрез, потеря аппетита, эпилепсия, головные боли, неврозы, хроническая усталость, раскоординированность) и психологического здоровья (депрессия, тревожное расстройство, дисморфофобия, также могут возникнуть проблемы с ориентацией в пространстве, может возникнуть дислексия и дисграфия).
При насильном переучивании ребенок становится сверхэмоциональным, вспыльчивым, капризным, раздражительным, иногда вялым, астеничным, беспокойно спит, у него может отсутствовать мотивация к обучению. Согласно медицинской статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша.
Итак, почему нельзя переучивать левшу писать правой рукой? Ответ очевиден – это «ломает» психику ребенка иногда необратимо и приносит вред физическому здоровью.
Мне кажется, переучивание левшей — все равно, что обучение собаки всегда ходить только задом наперед – нефизиологично, неэтично и непедагогично!
Сейчас современный рынок наполнен товарами для левшей – специальные ножницы, ручки, линейки, карандаши, посуда, игрушки, музыкальные инструменты, профессиональные инструменты, компьютерные аксессуары, мебель и целые дизайны интерьеров для дома под левшей. Поэтому не думаю, что аргумент -мир устроен для правшей – еще хоть как-то действителен в наше время.
Для углубленного изучения данной темы рекомендую следующую литературу:
- Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. — М., 1994.
- Макарьев И. Если ваш ребенок — левша.-СПб, 1995.
Семенович А.В.. Эти невероятные левши.- М., 2007. - Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г. Межполушарные различия механизмов зрительного восприятия в онтогенезе. В кн.: Сенсорные системы: Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 1985, с. 127—136
- М.М.Безруких. Леворукий ребёнок в школе и дома.- М., 2005.