Синкинезии. Что это? Почему стоит опасаться?

Автор статьи: детский нейропсихолог Полукарова Юлия


Веко-нижнечелюстная синкинезия

Синкинезия – это непроизвольное недиффиренцированное содружественное движение мышц одной части тела, при совершении движения другой частью тела.

К примеру – при письме, лепке, склеивании аппликаций –ребенок вытаскивает язык, поднимает вверх плечи, трясет ногами.

При работе ножницами, двигает челюстью в такт, либо выпячивают ее.

Нельзя сказать, что синкинезия- совершенно патологична и ее не должно быть. До определенного возраста – это естественный и физиологичный процесс развития движения, новых нейронных связей, новых навыков. Как это часто бывает — некоторые синкенезии – являются примитивными рефлексами, которые должны интегрироваться и уходить по достижении определенного возраста.

По мнению некоторых исследователей, в том числе Вольфа Кицеса: Синкинезия спровоцировала развитие протоязыка у наших предков. Так как моторная кора и зона Брока и Вернике находятся очень близко, то жесты наших предков могли помочь в рождении первичных протослов.

 Это мы можем увидеть по сей день у детей с нормой развития: когда они просят «дай» — обязательно делают жест ладонью, либо делают жест и содружественно открывают рот.

До какого возраста это норма? Ученые полагают, что до 10-12 лет все синкинезии должны угасать и разрываться. Многие указывают на возраст в 5 лет — именно к этому возрасту должны угаснуть все примитивные рефлексы.

Почему стоит беспокоиться? Друзья, все просто! Как только наш организм начинает врабатываться в новую для него деятельность, создается сеть нейронных связей. Она энергозатратна!

Но чтобы хорошо научиться какому-то навыку, нужно не раз его воспроизвести, то есть потратить много энергии. И представьте, что в это же самое время энергия утекает на другое паралелльное действие: поднятие нёба, высовывание языка, стук ногой об пол, поднятие плеч и мн.др. Это значит, что усталость, истощаемость, утомляемость будут выше и новый навык будет вырабатываться дольше.

Эйнштейн показывает, что при высунутом языке могут непроизвольно подниматься брови

Мой муж как-то рассказывал мне, что так любил клеить модели самолетов в детстве, что от восторга высовывал язык. Даже в мультиках и фильмах –высунутый язык показан как аргумент — насколько человек увлечен занятием, но мы-то теперь знаем, что это совсем не повод для гордости, а флажочек говорящий о том, что с нашими нейронными связями, вегетативной системой и мозгом что-то не так.

Итак, мы выяснили, что до определенного возраста синкинезия совершенно нормальна, но наступает период, когда она превращается уже в патологическое действие.

Патологическая синкинезия – это непроизвольное действие, которое человек не может контролировать. Она является следствием разных патологий нервной системы (например, пирамидальных, экстрапирамидальных путей)

И, если некоторые движения, как то пресловутое высовывание языка, слегка лишь мешают на энергетическом уровне и могут вызывать улыбку у одноклассников и учителей, то существуют синкинезии, которые могут мешать постоянно и являются причинами плохого самочувствия, либо ухудшают жизнедеятельность человека, его социальную активность.

К примеру, во сне человек поднимает руку — за ней тянется нога, опускает руку — нога опускается, иногда в таких случаях даже ставят диагноз «синдром беспокойных ног» (хотя он тут будет ошибочен), а это друзья мои совсем не шутки, человек тратит много энергии во сне, не высыпается, выглядит совершенно измотанным и не работоспособным.

Также некоторые оральные синкинезии приводят к логоневрозам у детей, дизартрии, дислалии.

При некоторых запущенных формах влияние дизартрии может сказываться на походке, равновесии тела при движении.

Еще раз проговорим с чем это связано: с неправильными нервными импульсами, рассогласованностью работы мозга, центральной нервной системы и плохой дифференциацией путей вегетативной нервной системы.

Надо заметить, что иногда синкинезия возникает как защитный механизм, например, у людей с инсультом или инфарктом мозга, может отказать одна сторона тела и при попытках пошевелить парализованной частью, возникают синкинезии здоровой стороны.

Высунутый язык — не признак старания!

В чем заключается все-таки опасность этого процесса?

При длительной рассогласованной работе головного мозга, центральной нервной системы и вегетативной нервной системы, образуются паттерны движения, фиксированные и закрепленные и прекратить непроизвольное мышечное сокращение позже будет намного сложнее.

При длительных синкинезиях может искажаться мимика, может выдвинуться челюсть от постоянного мышечного напряжения, в других частях тела, также могут возникнуть проблемы – гипертонус в мышцах кисти руки, пальцев, в ногах, спине и т.д.

Перенапряжённые мышцы спины будут в дальнейшем пытаться сами найти компенсирующую позицию, отсюда — искривление осанки, боли в спине, шее, головные боли.

В общем, резюмируя все, что я написала: чем раньше начать работать с синкинезиями, тем раньше они начнут исчезать и можно будет избежать многих неприятностей.

Как корректировать синкинезии? Как писала Семенович А.В., есть два пути по урегулированию этой трудности:

Первый путь – сделать непроизвольное движение произвольным.

Об этом много говорят и строят на этом коррекцию и интеграцию неинтегрированных рефлексов.

Что значит непроизвольное – произвольным? С одной стороны, это работа с осознанием того, что какая-то часть тела в данный момент неподконтрольна человеку. Почувствовать ее в том положении, где она сейчас находится и затем начать еще более усердно делать это движение специально и произвольно, например, обязательно писать вместе с высунутым языком, высовывать его как можно дальше, скручивать, вращать.

С другой стороны: работа с самоконтролем. Необходимо стараться контролировать эту часть тела осознанно, смотреть на себя в зеркало во время занятий спортом или отдать это под контроль рядом сидящей мамы, специалиста, тренера которые будут постоянно напоминать об этом движении.

Второй путь – Блокировка движения. Глухая оборона извне. Чтобы сигнал наконец, перестроился возможно применять и такие жесткие методы. Например, давать утяжелитель в ту руку, которая двигалась вместе ногами, либо надевать утяжелители на ноги. (некоторые даже привязывают ноги к стулу, либо руку к телу за спиной, чтобы она не повторяла движения, но мне видится это не совсем гуманным). В любом случае, тут тоже должно быть произвольное внимание к той части тела, которую как-то заблокировали.

Часто детям достаточно осознать, что они делают какое- то странное движение, как оно само по себе проходит. Но в некоторых более сложных случаях может помочь только хардкор, только утяжелители, зажимы, мячи, какие –то отвлекающие фиджеты.

На счет того, получалось ли у меня разорвать эти связи у своих учеников. Пока нет. Не совсем удается, так как ученики мои почти все с особенностями развития. Произвольностью и осознанностью преодолеть какие-то из синкинезий не представляется возможным. Необходимо сначала развить произвольность, а затем уже идти к синкинезиям. Блокировать движение, опять же без присутствия произвольности — сродни карательной психиатрии, ну не связывать же мне их рубашками.))

Из интересных случаев в практике: есть мальчик с дизартрией. При выполнении глазодвигательных упражнений у него двигалось ухо. Выявили вовлеченность в это тройничного нерва, отправили к неврологу на консультацию. Вполне возможно, что из-за того, что тройничный нерв дает параллельный импульс на ухо, он также может давать импульс и на оральную зону, что провоцирует искажение в произоношении звуков, появлении тиков. Я со своей стороны пока не провожу глазодвигательные упражнения, чтобы не провоцировать лишний раз синкинезии, стала больше уделять внимание осознанию тела. Также делаем гимнастику мозга с ним, особое внимание уделяем ушной раковине, много массируем, тянем во все стороны.

Осознание своего тела, дифференциация, сегментация его частей очень важна и для осознания себя, как личности, взращивания внутреннего я с верным ощущением схемы тела, чтобы затем построить верный образ своего тела и дальше развиваться правильно.

Образ тела