Подросток. Частица бессердечности и жизнь без любви

Автор статьи: психолог Авдеева Ольга Викторовна

Сегодня предлагаю взгляд логотерапии на, не побоюсь этого слова, самых трудных и несчастных подростков (и взрослых). Равнодушие, жестокость, постоянные театральные номера, публичные суициды, демонических смех, истории про изнасилования, мнимые обмороки и приступы удушья. Они испортят любой чужой праздник, чтобы получить субстанцию, которой питаются – внимание. Яркие, красивые люди. Ужас и трагедия в том, что они не способны к самому человеческому переживанию – любить другого. Жизнь без любви.

Раньше все эти выходки называли истерией. Считалось, что истеричками могут быть только женщины – таковы были наблюдения. Ну, а как же? Истерию пристально изучал Зигмунд Фрейд. А кто приходил к нему на прием и рассказывал дикие истории, а потом хлопался в обморок? Правильно – замужние дамы. Истерию Зигмунд Фрейд отнес к проблемам с либидо, поэтому и назвали ее от латинского слова uterus — «матка». Но вот прошло время, и стало выясняться, что матка тут ни причем, а также, что истериками бывают и мужчины. Нужно было срочно то-то придумать, поэтому данное расстройство личности переименовали в гистрионическое. Без феминизма.

Немного информации. Гистрионическое расстройство личности характеризуется не иссякающей потребностью в получении внимания, неустойчивой самооценкой, переоценкой значимости пола, наигранным поведением и др. Включено в МКБ-10 и DSM-5. Расшифровка кода F60.4 по справочнику МКБ-10. Болезнь «Истерическое расстройство личности».

На этом биологическую часть и закончим.

В жизни речь идет вовсе не обязательно о крайних формах проявлений и до МКБ-10 дело не доходит. Истеричные подростки и взрослые находятся в состоянии, которое, к слову сказать, изначально сами не выбирали, поэтому речь и идет о заболевании. Но речь идет и о жизненной позиции, поэтому с другой стороны, отрицать собственный выбор того, как им себя вести, тоже невозможно. Логотерпия в отношении истерика может предложить только одно – изменить установки на самого себя и свое поведение так, чтобы человек настолько, ну вот настолько от себя уже устал, так себе уже опротивел, что принял бы решение формировать себя заново, иначе, по-людски.

Сложность состоит в том, что лечение истерии и истерия – два взаимоисключающих понятия. Трудно лечить от обморока того, кто всеми силами к нему стремится – как к удобному средству давления на окружающих. Это как пчелы будут бороться против мёда. Значит, что мотивации на изменение у истеричного человека нет, поэтому он всеми силами будет срывать и ломать терапию. А чего же он делает на терапии? — спросит читатель. Так получает внимание терапевта!

У истерика не хватает эстетического восприятия. У демонического вида подростка заметна некая «очарованность злом», радость от негативного, сдерживание допущения положительного. Истерики не умеют идти на компромиссы и сотрудничество. Они давят, требуют, манипулируют. Но делают это с особым театральным шиком.

В. Франкл перечислял три основные характеристики:

Неискренность. Болезненный эгоизм. Расчётливая сущность.

Неискренность означает, что эти люди кране бедны в плане впечатлений, а это означает, что они и жадны до впечатлений и получают их как умеют – любым путем и без тормозов. Причем, жажда такова, что негативные впечатления лучше, чем ноль впечатлений. Истерики не спонтанны – у них есть наигранный сценарий для получения желаемого. Отсюда и неспособность к любви и дружбе. Любовь – это отдача по ситуации, а внимание – это получение по схеме. Так, что пара приступов удушья на уроке литературы, и вся школа в его руках, как миленькая. Потому, что нет понимания – как иначе.

Болезненный эгоизм означает, что ради своих потребностей они переступят через очень многое. Они или любо ценой получают внимание, или мстят за его отсутствие. Кстати, отомстить можно и своей смертью. Это уж крайний случай, но все же реальный. Выпить яду, сидя в ванной с лепестками роз, в окружении вэб-камер с трансляцией смерти в онлайн прямо ленту возлюбленному, который целых 20 минут уже не звонит. К сожалению, они не знают, как еще можно быть с другими рядом. Их способность чувствовать свое окружение равна нулю. Ну нет понимания — как иначе!

Расчетливая сущность означает, что они постоянно разыгрывают сцены, любят драматичные выступления и в них постоянно ощущается нечто искусственное. Они думают исключительно в отношении людей, но не в отношении дела и испытывают мелочное удовольствие от навязывания другим чувства вины или определенных ролей, не редко по пути причиняя вред себе. Нет понимания, как именно можно иначе.

Я не способна любить, поэтому вы будете любить меня. Или я тогда…

Ну, а в кабинете психолога это выглядит примерно так. Приходит красотка восьмиклассница, садится, эффектно закидывает ногу на ногу, пристально смотрит в глаза и говорит: «Здравствуйте, у меня семь попыток самоубийства». И наблюдает. «Мой отец – просто чудовище», — продолжает она и наблюдает. «И только вы можете мне помочь, остальные психологи, к которым я ходила – ничтожества, но вот выыы….». Психолог тяжело вздыхает и с ужасом понимает, что придется ему топать к своему психологу. А работать-то надо. Да и родителей жаль…

В итоге истерик попадает в немилость у всех. Одноклассники отвернулись, родители устали, психологи сменяют друг друга. Все бегут от него куда только могут и не хотят иметь с ним дела. Поэтому истерик в итоге неизбежно оказывается в изоляции. Можно с уверенностью сказать, что он относится к самым несчастным людям. Он делает других несчастными и в результате получает все меньше и меньше внимания от своего окружения. То есть, он все меньше получает того, на чем сидит, как на наркотике.

На этом пока все. Откуда берутся истерики и что с ними делать – об этом в следующей статье.

Источник: https://vk.com/@-184612931-podrostok-chastica-besserdechnosti-i-zhizn-bez-lubvi